Прежде чем овладеть умением совершать волевые действия, ребенок должен овладеть своими движениями, научиться выполнять их произвольно. Это происходит не сразу. Ребенку приходится учиться выполнять задуманное движение.
«Когда не хочешь работать, — говорит о себе ученик VII класса Александр С, — но нужно, этого требует класс, требует учитель, тогда берешь себя в руки и делаешь, а если думаешь лишь о себе, то не всегда делаешь — лень мешает. И тогда очень трудно заставлять себя не делать того, что не нужно, особенно когда это связано с приятным для меня делом» (из исследования Лукина).
Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 4—5 лет может оказывать помощь в приготовлении пищи, в уборке комнаты и т. п. Участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, вызывает одобрительное и даже уважительное отношение к нему взрослых.
Немалую роль в поведении школьника играют иногда внушаемость и негативизм. В первом случае цели действий подсказываются кем-либо другим, но легко воспринимаются школьником, делаются как будто его «собственными» целями (хотя очень часто они так же легко исчезают в отсутствие людей, под влиянием которых возникли). Во втором случае школьник ставит перед собой цель, непременно не совпадающую с той, которая ему навязывается, даже противоположную ей.