В начале 2015 года в телепередаче «Смысл жизни» на вопрос ведущего «Что бы вы спросили Бога, если бы оказались у врат рая» Стивен Фрай разразился богоборческим монологом, который всколыхнул общественность. Суть монолога сводилась к тому, что Бог (если допустить существование такового) — «эгоистичный маньяк», создавший мир, исполненный бессмысленного страдания.
Увы. Несмотря на пафос раскаяния и обновления, который пронизывает главу про Зосиму, вразумительных и логичных ответов на бунт Ивана здесь нет. Достоевский не сумел опровергнуть мощные аргументы, воздвигнутые им самим. По мнению некоторых критиков, обратившись к проблеме теодицеи (совокупности религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием в мире зла) и сконцентрировав внимание на проблеме страдания детей, Достоевский «оказался в положении медиума, вызвавшего духов, с которыми он оказался неспособным справиться». Вот что писал Василий Розанов по поводу соображений Ивана Карамазова (Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского //Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989, с. 101):
Вот как Иван завершает свой рассказ:
На Западе к высказыванию Фрая отнеслись довольно мягко (были самые разные точки зрения — от «Фрай просто духовно слеп» до «У него есть такое же право говорить то, что он говорит, как у христиан»). А вот в Рунете мнения разделились: даже если судить по комментариям на «Афише», одной из первых опубликовавшей новость, в то время как часть читателей проявила солидарность с Фраем, добрая половина обвинила актёра в наивности и детской обиде на мир, которую Фрай спроецировал на Бога.